Ведомости,
28 октября 2010 г.
Страховая розница восстановится к 2012 г. 727 просмотров
В силу исторически сложившихся особенностей в российской экономике всегда была заметна доля крупного промышленного производства. Предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей были наиболее конкурентоспособными субъектами постсоветсткой экономики, они-то и формировали основной спрос на страховые услуги в 90-е гг.
По сложившейся традиции и сегмент юридических лиц, и розница тогда были сконцентрированы в многочисленных осколках Госстраха. Агенты обходили дома и дачи, продавая по минимальной стоимости полисы с минимальным покрытием.
Ситуация принципиально изменилась в начале 2000-х гг. под влиянием и законодательных инициатив, и в силу объективных экономических факторов. Введение ОСАГО сформировало новый весомый сегмент страхового рынка. В 2004 г. сборы по данной линии бизнеса составили 18,5% всех премий рынка страхования «не-жизни». Одновременно, по мере развития розничного кредитования, нарастали продажи новых иномарок. Автовладельцы страховали свои машины по условиям кредитного соглашения с банком. Моторное страхование стало локомотивом развития всего розничного рынка. За шесть лет, с 2002 по 2008 гг., автострахование (каско, ОСАГО и ДСАГО) выросло почти в 17 раз, с 12 млрд руб. до 200 млрд руб.
Столь стремительное развитие не было аномальным. Скорее наоборот, российское страхование следовало трендам, характерным и для развитых рынков. На крупнейшем по объему страховом рынке США премии по автострахованию составляют порядка 80% от всех сборов по имущественным видам страхования. Проблема заключалась в том, что уровень профессионализма и финансовых возможностей большинства представителей отечественной страховой отрасли не позволял им эффективно работать на принципиально новом для них рынке. Большинству игроков тогда казалось, что «деревья будут расти до небес» и увеличивающиеся денежные потоки покроют любые ошибки в работе с посредниками, урегулированием убытков или неэффективные траты на собственное развитие.
В результате, как только снижение экономической конъюнктуры вызвало спад продаж новых автомобилей, начался затяжной кризис страховой розницы. Плохой андеррайтинг, повышенные комиссионные посредникам, низкое качество экспертизы заявляемых убытков привело к значительным финансовым потерям большинства розничных страховщиков в 2008-2009 гг. По нашим расчетам, в 2010-2011 гг. ситуация не улучшится. Развиваться в сложившихся условиях смогли, без преувеличения, считанные единицы компаний: крупнейшие операторы рынка, обладающие достаточными финансовыми ресурсами, с высококвалифицированными специалистами и профессиональным руководством.
Следует отметить, что нынешняя стагнация в сегменте автострахования компенсируется развитием нового направления розницы — банкострахования. Банки переходят от экстенсивного роста (охвата максимального количества клиентов) к интенсивному развитию (повышению рентабельности уже имеющегося кредитного портфеля). Одним из направлений повышения рентабельности работы с беззалоговыми заемщиками (как по потребкредитам, так и с владельцами кредитных карт) стало страхование ключевых рисков этих клиентов — потери трудоспособности и работы. За 2008-2012 гг. сборы по данному направлению, по нашим оценкам вырастут более чем в три раза, с 9 млрд руб. до 29 млрд руб. В результате розничное страхование, достигшее к началу кризиса 47% от всех сборов, сохранит в среднесрочной перспективе имеющуюся долю на российском рынке.
По мере восстановления платежеспособного спроса домохозяйств начнут восстанавливаться и традиционные сегменты розничного рынка. Сборы премии по автокаско превзойдут докризисный показатель в 2012 г. Отдельные сегменты сохраняли положительную динамику даже в 2008-2009 гг., в первую очередь — ОСАГО, добровольное страхование жилья, страхование выезжающих за рубеж (в рублевом эквиваленте). К сожалению, расчеты показывают, что в среднесрочной перспективе страхование ипотечных кредитов не сможет выйти на уровень 2008 г.
В то же время, рост спроса на добровольное страхование дач, квартир и коттеджей перекрывает утраченные объемы ипотеки. Более того, добровольное страхование индивидуального жилья является огромным сегментом с крайне низкой пенетрацией страховых услуг. Поэтому уже сегодня с уверенностью можно предсказать следующий виток развития страховой розницы: уже в ближайшие годы все крупнейшие операторы рынка сконцентрируют усилия по работе в данном перспективном направлении.
Арташес СИВКОВ, заместитель генерального директора «Росно»
Вся пресса за 28 октября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|